Методология науки тест онлайн бесплатно |
| - форму активности, направленную на целесообразное преобразование окружающего мира
| - совокупность познавательных форм объяснения действительности
| - систему представлений о мире и месте человека в нем
| - форму знаний, представляющую собой множество логически увязанных между собой допущений и суждений
|
|
| - пониманием относительной истинности теорий и картины природы
| - выдвижением на первый план междисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований
| - истолкованием объяснения как поиска механических причин явлений
| - широким использованием комплексных исследовательских программ
|
|
|
| - выражают ориентацию на науку как процесс познания
| - направлены на принесение пользы обществу
| - ориентированы на достижение известности
| - связаны с раскрытием своих способностей
|
|
| - научная проблема
| - научная идея
| - научный факт
| - анализ
|
|
| - начале XIX века
| - XX веке
| - Новое время
| - XVIII веке
|
|
| - позволяет всесторонне изучить объект исследования
| - способствует критическому отношению к идеям
| - определяет возможные приложения научных знаний
| - позволяет расшатывать привычные ассоциации и стимулирует появление новых идей
|
|
| - гипотетическим
| - преднамеренным
| - системным
| - случайным
|
|
| - видят негативные последствия научно-технического прогресса
| - преувеличивают значение научного знания в решении социальных проблем
| - преувеличивают возможности социальных (гуманитарных) наук
| - недооценивают значение научного знания
|
|
| - ее экономическая эффективность
| - ее важность для развития науки
| - совокупность сложных теоретических и практических задач, подлежащих решению
| - острота потребности науки и практики в новом знании
|
|
| - отдельных сторон предмета
| - различий между предметами
| - численного значения некоторой величины путем разложения предмета на составные части
| - численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном
|
|
| - систем управления
| - самоорганизации
| - жестких систем
| - мягких систем
|
|
|
| - случайные
| - парадигмальные
| - экстраординарные
| - преднамеренные
|
|
| - функционирования нормальной науки
| - любого этапа развития научного знания
| - научных революций
| - эволюционного развития науки
|
|
| - познание объективных законов мира как они существуют как бы 'сами по себе', безотносительно к потребностям и интересам человека
| - объективное исследование природы и законов ее развития
| - объяснение многих явлений общественной жизни прошлого и настоящего
| - применение результатов фундаментальных наук для решения как познавательных, так и социально-практических проблем
|
|
| - отражение свойств предметов и явлений в целом
| - соединение и преобразование различных представлений в целую картину новых образов
| - восстановление образов по сохранившимся в мозге следам прошлых воздействий
| - создание первичного чувственного образа предмета или явления
|
|
| - преимущественно при использовании эмпирических методов
| - как результат целенаправленных действий
| - как побочные результаты в ходе научного исследования
| - только в прикладных исследованиях
|
|
| - развитию науки способствуют как традиции, так и новации
| - в науке может содержаться вероятностное знание
| - научное знание развивается
| - в науке происходит смена парадигм
|
|
| - индуктивной модели научного познания
| - вероятностно-статистического подхода
| - структурно-функционального подхода
| - гипотетико-дедуктивной модели научного познания
|
|
| - должна быть выводима из опыта
| - опирается на эмпирические факты
| - не противоречит экспериментальным данным
| - является некоторым запрещением, т.е. запрещает определенные события
|
|
| - недостаточностью фактов, требующихся для достижения цели
| - затруднением, преодоление которого возможно только с помощью моделирования
| - недостаточностью имеющихся средств достижения цели научного познания
| - множеством фактов, требующих теоретического объяснения
|
|
|
| - на функциональный подход
| - не на одну научную дисциплину, а используют знания различных областей
| - на конкретную научную дисциплину
| - на структурный подход
|
|
| - внутренней
| - внешней
| - социальной
| - личностной
|
|
| - Т. Кун
| - С.Р. Микулинский
| - Р. Декарт
| - Ф. Бэкон
|
|
| - отличием действительности от представления
| - центральным, наиболее сильным регулятивом научной деятельности
| - необходимым атрибутом всех познавательных результатов науки
| - соединением индукции и дедукции
|
|
| - С.Р. Микулинский
| - И. Лакатос
| - Т. Кун
| - К. Поппер
|
|
| - особенности функционирования систем
| - реальных объектов и их свойств
| - отдельных свойств объекта
| - процесса исторического развития
|
|
| - синтезу
| - научному факту
| - измерению
| - анализу
|
|
| - при описании процессов функционирования систем управления
| - для выделения информационного аспекта различных явлений
| - для выявления статистических закономерностей
| - при исследовании внутренних и внешних связей объекта
|
|
|
| - фундаментальными, прикладными
| - понятийными, категориальными, методическими
| - частнонаучными, общенаучными
| - алфавитными, систематическими, алфавитно-предметными
|
|
| - появления гипотез, которые не находят подтверждения в рамках существующей картины мира
| - использования новых методов исследования
| - создания новых теорий
| - накопления фактов, которые не находят объяснения в рамках ранее сложившейся картины мира
|
|
| - тенденция к дифференциации преобладала над интеграцией
| - тенденция к интеграции преобладала над дифференциацией
| - усиливались тенденции междисциплинарного синтеза
| - и дифференциация, и интеграция наук шли параллельно
|
|
|
|
| - репродуктивным
| - эвристическим
| - интуитивным
| - дискурсивным
|
|
| - дедукция
| - умозаключение
| - анализ
| - индукция
|
|
|
|
| - абсолютное совпадение образа с объектом
| - знание о предмете на основании его сходства с другими
| - отражение объективной действительности в сознании человека
| - практическое взаимодействие с объектом
|
|
| - антисциентизма
| - евроцентризма
| - сциентизма
| - позитивизма
|
|
| - К. Поппер
| - Т. Кун
| - И. Лакатос
| - А. Койре
|
|
| - авторитарности руководства
| - специальной его организации
| - овладения правилами внутреннего распорядка
| - нормативно-ценностного регулирования межличностных взаимодействий
|
|
|
| - включением новых областей окружающей действительности в сферу научного познания
| - коренным преобразованием собственно научных, логических, философских оснований науки
| - возникновением новых теорий
| - проникновением парадигмальных установок одной науки в другую
|
|
| - владение всеми методами исследования как теоретического, так и эмпирического уровня
| - глубина проникновения в различные сферы деятельности и способность к различным видам творчества
| - стремление самореализоваться во многих областях
| - отсутствие специализации в какой-либо области
|
|
| - эмпирическое, теоретическое
| - логическое, критическое, творческое
| - преднамеренное и случайное
| - экстраординарное и парадигмальное
|
|
|
| - всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления
| - создание идеализированного объекта
| - проверка гипотез
| - создание новых научных теорий
|
|
| - содержащий анализ полученных результатов, сопоставление гипотезы с результатами экспериментов
| - кратко излагающий содержание самого существенного в материале
| - содержащий синтезированную информацию сводного характера по какому-либо вопросу, извлеченную из специально отобранных для этой цели документов
| - включающий сведения о книгах, журналах, статьях
|
|
| - нормальными
| - традиционными
| - парадигмальными
| - новационными
|
|
| - ментальный уровень
| - уровень интерпретации
| - уровень понимания
| - философский уровень
|
|
| - эвристикой
| - методологией
| - майевтикой
| - синектикой
|
|
| - которые входят в противоречие с наличной системой знания
| - в которых результат не выступал в качестве первоначальной цели исследования
| - которые не выводятся логическим путем из существующих представлений
| - которые являются принципиально новым знанием
|
|
| - формирование мировоззрения
| - получение наукой финансовых и интеллектуальных ресурсов
| - использование научных знаний в практической деятельности
| - использование ценностей общества в научной деятельности
|
|
| - воображением
| - ощущением
| - представлением
| - иллюзией
|
|
| - понятийном
| - фундаментальном
| - алфавитно-предметном
| - систематическом
|
|
| - систематизация знаний вне рамок соответствующей науки
| - целостная система представлений об общих свойствах и законах природы
| - исследовательская программа, направляющая постановку задач только теоретического поиска
| - исследовательская программа, направляющая постановку задач только эмпирического поиска
|
|
|
| - совокупность подразделений
| - сборник нормативных документов
| - система норм и ценностей
| - иерархические взаимоотношения
|
|
| - исследование идеального объекта благодаря абстрагированию
| - объяснение причин и закономерностей исследуемых явлений
| - использование аксиом для получения остальных знаний по логическим правилам
| - принципиальная применимость к исследованию любых явлений и любой сферы действительности
|
|
| - предположение
| - научная идея
| - гипотеза
| - теория
|
|
| - логическая мыслительная
| - мыслительная, совершающаяся в подсознании
| - интуитивная мыслительная
| - интеллектуальная, направленная на поиск новых решений задач
|
|
| - аналогия
| - анализ
| - эксперимент
| - наблюдение
|
|
| - связь с решением определенной теоретической задачи и проверкой гипотезы
| - планомерный и организованный характер
| - систематичность, исключающая ошибки случайного происхождения
| - результативность и надежность метода
|
|
| - уточнение и развитие существующих теорий
| - борьба убеждений, осуществление и крушение надежд ученых
| - плавная смена стиля мышления
| - подтверждение существующих теорий
|
|
| - комплексной проблемой
| - научной теорией
| - продуктом исследования
| - научным направлением
|
|
| - «Структура научных революций»
| - «Очерки развития историко-научной мысли»
| - «Традиции и новации в науке»
| - «Проблемы логики и методологии науки»
|
|
| - нацеленность не только на изучение объектов в современной практике, но и могущих стать предметом освоения в будущем
| - получение знаний в ходе научного познания, являющихся системными и обоснованными
| - ориентация на выявление объективных законов изменения и развития объектов окружающего мира
| - объяснение всего круга явлений для анализа которого используется само познание
|
|
|
| - идея соотношения разнообразных методов науки
| - построение абсолютно истинной картины природы, выявляющей механические причины явлений
| - теория, подтверждаемая экспериментально
| - синтез и интеграция научного знания
|
|
| - эксперимента
| - идеализации
| - вероятностного подхода
| - моделирования
|
|
| - соотношении эволюционного и революционного развития науки
| - том, какие факторы рассматриваются причиной развития науки
| - различных взглядах на ценность науки в обществе
| - понимании роли революций в развитии науки
|
|
|
| - выявлением негативных последствий научно-технического прогресса
| - особенностями организации науки на современном этапе
| - переходом к программно-целевому принципу организации научных исследований
| - вероятностно-статистическими исследованиями
|
|
| - условиям трансформации научных понятий и теорий
| - причинам смены типов мышления
| - созданию благоприятных или неблагоприятных условий развития науки
| - прямому, непосредственному воздействию на нее
|
|
| - простые и сложные
| - синтетические и метафизические
| - аналитические и синтетические
| - аналитические и метафизические
|
|
| - Гегеля
| - Данилевского
| - Аристотеля
| - Шпенглера
|
|
| - классиков
| - романтиков
| - теоретиков
| - практиков
|
|
| - истинное знание — это единая система, не имеющая внутренних противоречий
| - единственно возможным знанием является лишь научное знание
| - единственно обоснованным и достоверным знанием является специально-научное знание
| - знание лишь то, что доказательно обосновано
|
|
| - мышления
| - познания
| - развития
| - анализа
|
|
| - науку, исследующую изменения в структуре естествознания в связи с культурно-историческими, психологическими и теоретическими предпосылками научной деятельности
| - направление в науковедении, усматривающее источник развития научных идей во внешних, социальных факторах
| - философское учение о системе социально апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного познания
| - науку о специфике и конкретных формах общественных отношений и законах их развития в сфере научной деятельности
|
|
| - лишении ученого возможности заниматься наукой
| - ограничении прав и свобод
| - игнорировании коллегами того, что делает этот ученый
| - денежных штрафах
|
|
| - научной деятельностью
| - вдохновением
| - творчеством
| - исследованием
|
|
|
| - создаваемая научная теория
| - лабораторное оборудование, используемое в экспериментах
| - любой материальный объект окружающего мира
| - материальная или идеальная система, подвергаемая изучению
|
|
| - система, посредством которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез
| - непосредственный объект исследования
| - метод научного познания, посредством которого достигается знание о предмете на основании его сходства с другими
| - система, замещающая в познавательных процессах оригинал и находящаяся с ним в отношении сходства
|
|
| - Тема
| - Проблема
| - Предмет
| - Объект
|
|
| - традиционными
| - экстраординарными
| - преднамеренными
| - парадигмальными
|
|
| - Френсис Бэкон
| - Рене Декарт
| - Роджер Бэкон
| - Христиан Вольф
|
|
| - суждение
| - умозаключение
| - научная идея
| - наблюдение
|
|
| - описание процессов действительности
| - описание взаимодействия природы и общества
| - отражение действительности в сознании человека
| - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности
|
|
|
| - развитие науки объясняет внутренней логикой движения научного знания
| - прослеживает, каким образом происходит трансформация научных понятий и теорий
| - рассматривает в единстве и взаимосвязи действие внешних и внутренних факторов
| - ведущую роль отводит внешним факторам
|
|
| - эмпирического познания
| - теоретического познания
| - понятия
| - относительного знания
|
|
| - Ньютон
| - Эйнштейн
| - Галилей
| - Бюффон
|
|
| - единственный фактор развития науки
| - решающее в определении проблематики исследований
| - не влияющее на ход развития научного знания
| - их прямое, непосредственное воздействие на нее
|
|
|
|
| - субъекту научной деятельности
| - научному направлению
| - средствам научной деятельности
| - объекту научной деятельности
|
|
| - научные
| - философские
| - познавательные
| - логические
|
|
| - регрессирующей
| - прогностической
| - прогрессирующей
| - парадигмальной
|
|
| - нарушение логических правил
| - ошибочные действия
| - игнорирование экспериментальных данных
| - фальсификацию результатов эксперимента, приписывание себе чужих достижений
|
|
| - совершает «прорыв» в неизведанное
| - проверяет и уточняет факты, ищет новые, уже предсказанные теорией
| - меняет мировоззрение и методологические основания науки
| - обращается к философии для снятия кризисных явлений
|
|
| - выявляются особенности функционирования системы
| - выводится связь между явлениями
| - выводится новое суждение
| - формируется целостная модель изучаемого объекта
|
|
| - теория
| - закон
| - гипотеза
| - аксиома
|
|
| - исследование процесса познавательной деятельности в целом
| - направленность на логику развития и организации знания
| - акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания
| - направленность на внутренние механизмы знания
|
|
| - узкопрактический подход, связанный с излишней специализацией
| - страх перед неудачей
| - умение сосредоточить внимание и долго удерживать его на проблеме
| - стремление действовать в соответствии с прошлым опытом и знаниями, с использованием стандартных методов
|
|
| - конце XVIII века
| - начале XX века
| - начале XIX века
| - конце XIX века
|
|
| - вывод понятий на основе определения их смысла через ранее выведенные понятия
| - исследование возникновения, формирования и развития объекта
| - объяснение причин и закономерностей исследуемых явлений
| - разработку научной теории на основе изучения сущности предмета
|
|
| - Инсайт
| - Фантазия
| - Логические способности
| - Воображение
|
|
|
|
| - индукции
| - дедукции
| - моделирования
| - аналогии
|
|
| - аналогии
| - формализации
| - дедукции
| - классификации
|
|
| - работает в жестких традициях, не открывая ничего принципиально нового
| - включается в процесс смены парадигм
| - совершает открытия, являющиеся экстраординарными
| - изучает новые объекты новыми методами
|
|
|
|
| - главное значение в развитии науки отводится внешним факторам
| - главное значение придается внутренним факторам развития науки
| - наука рассматривается как явление, не замкнутое в себе и не подчиненное полностью внешним факторам
| - основным считается эволюционный путь развития науки
|
|
| - умозаключение
| - абсолютное знание
| - понятие
| - знание
|
|
| - научное доказательство
| - аксиоматический метод
| - абстрагирование
| - структурный подход
|
|
| - теории
| - законы
| - вместо аксиом гипотезы
| - вместо гипотез аксиомы
|
|
| - быть приложима к возможно более широкому кругу явлений
| - объяснять более широкий круг явлений
| - быть принципиально проверяемой
| - по возможности противоречить ранее установленным фактам и положениям
|
|
| - не фиксируют определенный аспект исследования
| - не указывают на специфику конкретных исследовательских средств
| - ориентируют на изучение внутреннего строения системы
| - ориентируют на выявление особенностей функционирования систем
|
|
| - структурном подходе
| - системном подходе
| - функциональном подходе
| - вероятностном подходе
|
|
| - дедуктивные теоретические системы
| - конструктивные теории
| - математизированные научные теории
| - описательные научные теории
|
|
| - в ходе упорной борьбы их сторонников и противников
| - в процессе эволюции научных знаний
| - из-за того, что их противников постепенно убеждают в правоте новых истин
| - в результате того, что противники их постепенно вымирают
|
|
|
| - не доказываются суждениями, ранее признанными истинными
| - не могут существовать вне научных теорий
| - не входят в состав научных теорий
| - входят в состав научных теорий
|
|
| - осознание обществом ценности науки
| - настороженное отношение к науке как силе, влияющей на человека
| - выявление нерешенных наукой проблем
| - установление факторов, влияющих на развитие науки, отдельных научных направлений
|
|
| - преобладающими в развитии науки являются внешние факторы
| - внешние факторы влияют на проблематику исследования, но на внутреннюю структуру знания влияния оказать не могут
| - в науке в единстве и взаимосвязи действуют как внешние, так и внутренние факторы
| - развитие науки может быть объяснено только внутренними закономерностями ее развития
|
|
| - VI век н.э.
| - VI веку до н.э.
| - конец IV века до н.э.
| - началу V века до н.э.
|
|
|
| - формализация
| - аналогия
| - классификация
| - анализ
|
|
| - рассмотреть сложный объект как целостное множество элементов в совокупности отношений и связей между ними
| - обеспечить возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных
| - выделить этапы, фазы изучаемого процесса по тем или иным основаниям
| - выявить и осмыслить движущие силы, предпосылки, закономерности роста и функционирования научного знания и познавательной деятельности
|
|
| - эмпирическое знание
| - абсолютное знание
| - доказательство
| - относительное знание
|
|
| - преобразование различных представлений в целую картину
| - отражение в сознании человека существенных свойств связей между явлениями
| - непосредственную связь человека с окружающей действительностью
| - осознание сущности процессов
|
|
| - Цель
| - Тема
| - Проблема
| - Актуальность
|
|
| - функциональной и конструктивной
| - революционной и эволюционной
| - динамической и стохастической
| - прогрессирующей и регрессирующей
|
|
| - возникновением новых научных проблем
| - появлением новых данных, которые в рамках принятой парадигмы выглядят аномалиями
| - включением в рассмотрение науки новых областей реальности
| - неспособностью используемых методов науки решить поставленные задачи
|
|
| - ценности
| - нормы
| - правила распорядка
| - идеалы
|
|
|
| - ХVI-ХVII веках
| - V-VI веках
| - началу ХIХ века
| - первой трети ХХ века
|
|
| - логическом развертывании системы положений на базе исходного знания
| - выводе на основании исследования всех предметов (явлений) одного класса
| - выводе с помощью перехода от общих суждений к частным
| - выводе на основании наблюдения фактов, не противоречащие индуктивному обобщению
|
|
| - переход от проблемной к предметной ориентации
| - эволюционное развитие
| - переход от предметной к проблемной ориентации
| - усиление предметной ориентации
|
|
| - формирование системы ценностей и норм науки, установление соответствия между этой системой и нормативно-ценностной системой общества в целом
| - появление исследований, изучающих науку как социальный институт
| - осознание ценности науки обществом и его членами
| - расширение перечня методов исследования, возникновение методологии науки
|
|
|
|