Методологические основы психологии тест онлайн бесплатно |
| представление; ощущение; восприятие | внимание; воля |
|
| статистическая совокупность | дисперсия | репрезентативность | выборка |
|
| самонаблюдению | виртуальному анализу | самооценке | объективному наблюдению |
|
| в условиях новизны ситуации | при монотонной работе | при высоком профессионализме | в стандартных условиях работы |
|
| гипотеза | доктрина | концепция | парадигма |
|
| детерминизме | индетерминизме | теологии | корреляции |
|
| А — нет, Б — да | А — да, Б — нет | А — да, Б — да | А — нет, Б — нет |
|
| уступчивости | независимости | агрессивности | конфликтности |
|
| воображение | психика | коррекция | ориентировка |
|
| А — да, Б — да | А — нет, Б — да | А — нет, Б — нет | А — да, Б — нет |
|
| моделирование; наблюдение; эксперимент | анкетирование; тестирование |
|
| строгого разграничения | преемственности | использования только нового | сочетания нового со старым |
|
| состоянии и перспективах развития науки; методах, способах организации познавательной деятельности | специфических объективных и субъективных условиях и факторах организации научных изысканий, оказавших влияние на их содержание, динамику и результаты; проблематике научных поисков, динамике изменения их содержания по различным основаниям | принадлежности субъектов исследований к школам, парадигмам или направлениям психологии | все перечисленное |
|
| чувствительностью | сознанием | сенсорными и умственными образами реальности | раздражимостью |
|
| отношением | символом | знанием | речью |
|
| конкретно-научной методологии | общенаучных принципов и форм исследования | методики и техники исследования | философской методологии |
|
| взаимосвязи и взаимодействии ощущений | преобладании нескольких ведущих ощущений | сумме ощущений | доминировании главного ощущения |
|
| уровень философской методологии; уровень общенаучных принципов и форм исследования | уровень методики и техники исследования | уровень конкретно-научной методологии | все перечисленное |
|
| самосистематизации | самостимулирования | самомоделирования | самопознания |
|
| предмет науки | объект познания | предмет познания | объект исследования |
|
| предмет науки | объект познания | объект исследования | предмет познания |
|
| контроль правильности отражения через практику | теологическое происхождение | дающее образ предметной среды отражение | ориентация в предметной среде |
|
| философии | физиологии | биологии | зоопсихологии |
|
| признаки | критерии | типы | способы |
|
| теория | проблема | гипотеза | все перечисленное |
|
| качество | признак | свойство | объективное |
|
| процесс поиска истины | психология | предмет | процесс адаптации |
|
| А — нет, Б — да | А — да, Б — нет | А — нет, Б — нет | А — да, Б — да |
|
| VII веке до н.э. у древнегреческого философа Фалеса | ХVIII веке у английского философа Джона Локка | ХVII веке у французского философа Рене Декарта | ХVIII веке у немецкого философа Христиана Вольфа |
|
| принцип | основа | проблема | функция |
|
|
| А — нет, Б — нет | А — да, Б — да | А — нет, Б — да | А — да, Б — нет |
|
| восприятием; речью; памятью | вниманием; мышлением |
|
| А — да, Б — нет | А — да, Б — да | А — нет, Б — да | А — нет, Б — нет |
|
| А — да, Б — да | А — нет, Б — да | А — нет, Б — нет | А — да, Б — нет |
|
| гипотеза | парадигма | теория | концепция |
|
| кто должен выяснить | у кого нужно выяснить | как лучше выяснить | что нужно выяснить |
|
| нахождение возможностей и учет особенностей управления деятельностью; установление характера взаимосвязи и взаимодействия с окружающей средой; выделение отдельных элементов и рассмотрение связей между ними; определение ее психологической структуры | изыскание возможностей вознаграждения за успехи |
|
| методическом | аналитическом | экспериментальном | теоретическом |
|
| пришельцы; космос; животные | человек; природа |
|
| А — да, Б — да | А — нет, Б — нет | А — да, Б — нет | А — нет, Б — да |
|
| активность; разная степень ясности; способность к рефлексии | стереотипность; галлюцинации |
|
| развития | единства сознания и деятельности | личностного подхода | диалектической связи сущности и явления |
|
| удовлетворенность | потребность | мотив | фрустрация |
|
| формирующий эксперимент | пилотажное исследование | наблюдение | лабораторный эксперимент |
|
|
| А — нет, Б — да | А — нет, Б — нет | А — да, Б — да | А — да, Б — нет |
|
| 'интеллектуальных линз' | промежуточных переменных | когнитивных карт | схем подкрепления |
|
| интерес; мотив; желание | установка; влечение |
|
| мнимая единица анализа психики | логический термин | ошибочное мнение исследователя | тип (стиль) научного мышления |
|
| правильности постановки проблемы | улучшения организационной стороны исследования | побуждения к проведению исследования | предоставления средств для решения поставленных задач |
|
| познавательную; объяснительную; стимулирующую | интегрирующую; моделирующую |
|
| отражения | детерминизма | развития | единства сознания и деятельности |
|
| побуждение в форме сознательно принятого решения | осознанное побуждение | опредмеченная потребность | осознаваемая причина действий и поступков |
|
| культурология | религиоведение | науковедение | искусствоведение |
|
| общенаучных принципов и форм исследования | конкретно-научной методологии | методики и техники исследования | философской методологии |
|
| методическом | аналитическом | теоретическом | экспериментальном |
|
| общенаучных принципов и форм исследования | конкретно-научной методологии | методики и техники исследования | философской методологии |
|
| взаимопонимании; эмоциональной удовлетворенности от общения; желании сотрудничать; доверии единомышленников | соперничестве |
|
| мировоззрение | гипотеза | концепция | теория |
|
| материальными ценностями | мыслями | чувствами | мотивами |
|
| разработки | планирования | конкретного исследования | прогнозирования |
|
| А — да, Б — нет | А — да, Б — да | А — нет, Б — да | А — нет, Б — нет |
|
| мировоззренческой интерпретации результата науки | организации и структурирования научного знания | прогнозирования успешности процесса познания | эвристики |
|
| мечта | реальный предмет | фантазия | психический образ |
|
| критическую оценку получаемых наукой знаний; анализ предпосылок и оснований научного познания; выявление детерминант процесса познания, его структуры | эмпирическое знание; научное знание |
|
| достоверностью; обобщенностью; сопоставимостью | логичностью; вербальным выражением |
|
| недоступности психологического содержания поведения объективной регистрации; тезисе ненаучности психики; изучении поведения без явлений сознания; перенесении результатов исследования животных на человека | слабости философского обоснования поведения |
|
| объяснять; предсказывать; описывать | опровергать; информировать |
|
| конкретно-научной методологии | общенаучных принципов и форм исследования | методики и техники исследования | философской методологии |
|
| методологии | планирования | исследования | прогнозирования |
|
| проблема | цель | принцип | задача |
|
| Методологическая | Методическая | Прогностическая | Организационная |
|
| А — нет, Б — да | А — нет, Б — нет | А — да, Б — нет | А — да, Б — да |
|
| А — нет, Б — да | А — да, Б — нет | А — да, Б — да | А — нет, Б — нет |
|
| А — нет, Б — нет | А — нет, Б — да | А — да, Б — нет | А — да, Б — да |
|
| категорией | дефиницией | термином | атрибутом |
|
| в сфере исследовательской деятельности; преимущественно в научных учреждениях; в сообществе ученых | в обыденном познании мира; в производственной сфере |
|
| установление характера взаимосвязи и взаимодействия с окружающей средой; определение ее структуры; поиск возможностей и учет особенностей управления деятельностью | отрицание ее структуры; изменение ее структуры |
|
| отражения | детерминизма | развития | диалектической связи сущности и явления |
|
| теория | мнение ученого совета | интуиция | практика |
|
| объект исследования | предмет познания | объект познания | предмет науки |
|
| А — нет, Б — да | А — нет, Б — нет | А — да, Б — да | А — да, Б — нет |
|
| филогенеза; эволюции; онтогенеза | регрессии; необратимости |
|
|
| Платона | Авиценну | Демокрита | Аристотеля |
|
| Аналитический | Теоретический | Экспериментальный | Методический |
|
| память | познаваемость | репродукция | отражение |
|
| интуицией | познанием | анализом | мышлением |
|
| рефлексия | интроспекция | эмпатия | мотивация |
|
| ценность; познавательные средства; объект | предмет; доступность |
|
| естественным; функциональным; гармоничным | оптимальным; достоверным |
|
| общенаучные | конкретно-научные | фундаментальные | всеобщие |
|
| персоналистский | естественно-научный | религиозный | технократический |
|
| отношение | метод | единица анализа | принцип |
|
| операция | акт | стереотип | действие |
|
| Методологическая | Прогностическая | Методическая | Организационная |
|
| признанием зависимости от социальных обстоятельств; повышением роли субъекта познания; признанием 'открытого кризиса' в психологии | признанием абсолютного детерминизма; повышением роли объекта познания |
|
| А — нет, Б — нет | А — да, Б — нет | А — нет, Б — да | А — да, Б — да |
|
| навык | автоматизм | знание | умение |
|
| А — да, Б — нет | А — нет, Б — да | А — нет, Б — нет | А — да, Б — да |
|
| А — нет, Б — да | А — нет, Б — нет | А — да, Б — да | А — да, Б — нет |
|
| А — нет, Б — да | А — нет, Б — нет | А — да, Б — да | А — да, Б — нет |
|
| категориальном аппарате; детерминантах процесса познания и его структуре | предпосылках и основаниях научного познания; предмете науки и конкретного исследования | принципах и подходах к организации научного познания | все перечисленное |
|
| А — да, Б — да | А — нет, Б — да | А — да, Б — нет | А — нет, Б — нет |
|
| А — нет, Б — да | А — да, Б — нет | А — да, Б — да | А — нет, Б — нет |
|
| действие; разумный смысл; предметную деятельность | живое движение; значение |
|
| гипотеза | принцип | мировоззрение | концепция |
|
| сложностью выделения из единого процесса деятельности взаимозависимых составляющих; несоответствием между научными и обыденными понятиями; сложившейся в русском языке терминологией | бескомпромиссностью авторов; слабостью толкования предмета психологии |
|
| труд; игра; учеба | рефлексия; спорт |
|
| А — да, Б — нет | А — да, Б — да | А — нет, Б — да | А — нет, Б — нет |
|
| кому следует решать проблему | как разрешить теоретическую проблему | что подлежит выяснению | кто носитель информации |
|
| систематизация | классификация | типология | вариативность |
|
| естественно-научный; спорт | религиозный; гуманитарный | массовидный | все перечисленное |
|
| религия | наука | практика | культура |
|
| принадлежности объектов исследований к школам, парадигмам | предмете науки и конкретного исследования | методах, способах организации познавательной деятельности | критической оценке получаемых наукой знаний |
|
| А — нет, Б — нет | А — нет, Б — да | А — да, Б — да | А — да, Б — нет |
|
| задача; цель; результат | приказ; потребность |
|
| обобщенность; уровень выполнения; сокращенность; степень освоенности | эффективность |
|
| А — нет, Б — да | А — нет, Б — нет | А — да, Б — да | А — да, Б — нет |
|
| субъектность; сознательность; целесообразность; предметность | ситуативность |
|
| отражения | развития | диалектической связи сущности и явления | детерминизма |
|
| представлением | целью | проблемой | задачей |
|
| Методическая | Организационная | Методологическая | Прогностическая |
|
| установление отношения между элементами ситуации и их актуальными значениями; контроль и коррекция выполнения действия; анализ проблемной ситуации; построение плана действия | обнаружение результата действия |
|
| обучением | наукой | конструированием | искусством |
|
| проблема | гипотеза | концепция | методика |
|
| норма поведения и деятельности | исходное положение теории, учения, организации | анархизм | основное правило поведения |
|
| отражения | детерминизма | развития | диалектической связи сущности и явления |
|
| принципы | мировоззрение | концепция | парадигма |
|
| классификацией | диспозицией | структуризацией | ранжированием |
|
| группу ведущих признаков | доминирующий признак | специфику | абстрактность |
|
| А — да, Б — нет | А — да, Б — да | А — нет, Б — да | А — нет, Б — нет |
|
| астрономия | логика | математика | философия |
|
| поведение; сознание; деятельность; душа | мозг |
|
| осознание потребности в устранении дефицита; описание проблемной ситуации на естественном языке | обнаружение существования неразработанности проблемы | формулирование проблемы в научных терминах | все перечисленное |
|
| единство сознания и деятельности; наличие признаков деятельности; системность деятельности | дескриптивность; рефлексивность |
|
| консультирование | планирование | исследование | воздействие |
|
| системный | целевой | статистический | фатальный |
|
| общенаучной методологии | конкретно-научной методологии | философской методологии | гносеологической методологии |
|
| А — да, Б — нет | А — да, Б — да | А — нет, Б — нет | А — нет, Б — да |
|
| классическая | постнеклассическая | неклассическая | постклассическая |
|
| однообразие алгоритмов исследования без их 'привязки' к специфике; преувеличение безупречности современных методов исследования; преувеличение роли статистической обработки данных; выход за границы научного поиска из-за формального отношения к первоначально разработанной терминологии | слабость выводов и рекомендаций |
|
| самосознание | самонаблюдение | познание | рефлексия |
|
| теоретическом | экспериментальном | аналитическом | методическом |
|
| мотивов | интересов | чувств | влечений |
|
| переживанием | образом | желанием | установкой |
|
| А — да, Б — да | А — нет, Б — да | А — да, Б — нет | А — нет, Б — нет |
|
| виды | типы | критерии | показатели |
|
| А — нет, Б — да | А — да, Б — нет | А — нет, Б — нет | А — да, Б — да |
|