Методологические основы психологии тест

Билет 1 - Вопрос 1. Всего 150 вопросов. Правильно: 0. Неправильно: 0.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Формой субъективных образов, в которой психическое отражение человека воспроизводит признаки, структурные характеристики и отношения других объектов, является:
представление;
ощущение;
восприятие
внимание;
воля
Подсказка

Сказать спасибо 322


Введите номер вопроса с которого желаете начать тест

    

Вопросы в случайном порядке     

Перемешивать ответы     

Убрать подсказки     
Мои просмотры:1




Методологические основы психологии тест онлайн бесплатно



Философия и Психология тесты








































































































Методологические основы психологии тест с ответами, включает в себя 150 вопросов, необходимых для подготовки к экзамену или тестированию по данному предмету. Общая дисциплина - Философия и Психология.




Написать комментарий


Как к Вам обращаться: Адрес электронной почты: Ваше сообщение:



Методологические основы психологии тест онлайн бесплатно

    1. Формой субъективных образов, в которой психическое отражение человека воспроизводит признаки, структурные характеристики и отношения других объектов, является:

  • представление;
    ощущение;
    восприятие
  • внимание;
    воля

    • 2. Часть генеральной совокупности, которая реально изучается, — это:

    • статистическая совокупность
    • дисперсия
    • репрезентативность
    • выборка

      • 3. Утрата интереса к ассоциативной психологии произошла из-за недоступности явлений сознания

      • самонаблюдению
      • виртуальному анализу
      • самооценке
      • объективному наблюдению

        • 4. Психологическая ориентировка начинает действовать:

        • в условиях новизны ситуации
        • при монотонной работе
        • при высоком профессионализме
        • в стандартных условиях работы

          • 5. Совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде, — это:

          • гипотеза
          • доктрина
          • концепция
          • парадигма

            • 6. Материальная причинная обусловленность психических явлений основана на:

            • детерминизме
            • индетерминизме
            • теологии
            • корреляции

              • 7. Верны ли определения?
                А) Концепция — это система обобщенных взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации
                Б) Мировоззрение — это система обобщенных взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации

              • А — нет, Б — да
              • А — да, Б — нет
              • А — да, Б — да
              • А — нет, Б — нет

                • 8. При сохранении личной позиции человека в ситуации влияния на него значимых людей его конформность в социально-психологических отношениях проявляется в сознательной внешней

                • уступчивости
                • независимости
                • агрессивности
                • конфликтности

                  • 9. Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности, — это:

                  • воображение
                  • психика
                  • коррекция
                  • ориентировка

                    • 10. Верны ли определения?
                      А) Концепция — определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности
                      Б) Теория — определенный способ понимания трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности

                    • А — да, Б — да
                    • А — нет, Б — да
                    • А — нет, Б — нет
                    • А — да, Б — нет

                      • 11. К общенаучным методам относятся:

                      • моделирование;
                        наблюдение;
                        эксперимент
                      • анкетирование;
                        тестирование

                        • 12. Происходившие в процессе эволюции научного знания смены парадигм не предполагали:

                        • строгого разграничения
                        • преемственности
                        • использования только нового
                        • сочетания нового со старым

                          • 13. Методология науки предполагает поиск ответов на вопросы о:

                          • состоянии и перспективах развития науки;
                            методах, способах организации познавательной деятельности
                          • специфических объективных и субъективных условиях и факторах организации научных изысканий, оказавших влияние на их содержание, динамику и результаты;
                            проблематике научных поисков, динамике изменения их содержания по различным основаниям
                          • принадлежности субъектов исследований к школам, парадигмам или направлениям психологии
                          • все перечисленное

                            • 14. Психическое отражение человека отличается от отражения животных тем, что оно характеризуется:

                            • чувствительностью
                            • сознанием
                            • сенсорными и умственными образами реальности
                            • раздражимостью

                              • 15. Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого называется:

                              • отношением
                              • символом
                              • знанием
                              • речью

                                • 16. Уровень ____________________ основан на системном подходе и представляет собой учение об основаниях и детерминантах развития систем, их самоорганизации, о необходимости образования систем в процессе развития природы и общества

                                • конкретно-научной методологии
                                • общенаучных принципов и форм исследования
                                • методики и техники исследования
                                • философской методологии

                                  • 17. Целостность восприятия реализуется в:

                                  • взаимосвязи и взаимодействии ощущений
                                  • преобладании нескольких ведущих ощущений
                                  • сумме ощущений
                                  • доминировании главного ощущения

                                    • 18. При рассмотрении структуры методологии науки принято выделять следующие ее уровни:

                                    • уровень философской методологии;
                                      уровень общенаучных принципов и форм исследования
                                    • уровень методики и техники исследования
                                    • уровень конкретно-научной методологии
                                    • все перечисленное

                                      • 19. Рефлексия для субъекта — это процесс ...

                                      • самосистематизации
                                      • самостимулирования
                                      • самомоделирования
                                      • самопознания

                                        • 20. Категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, — это:

                                        • предмет науки
                                        • объект познания
                                        • предмет познания
                                        • объект исследования

                                          • 21. Зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах, — это:

                                          • предмет науки
                                          • объект познания
                                          • объект исследования
                                          • предмет познания

                                            • 22. В ниже приведенный перечень признаков психики ошибочно внесен признак:

                                            • контроль правильности отражения через практику
                                            • теологическое происхождение
                                            • дающее образ предметной среды отражение
                                            • ориентация в предметной среде

                                              • 23. Бихевиоризм первоначально сложился в:

                                              • философии
                                              • физиологии
                                              • биологии
                                              • зоопсихологии

                                                • 24. Степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к тем или иным видам деятельности или нормам, принятым в психологии, — это:

                                                • признаки
                                                • критерии
                                                • типы
                                                • способы

                                                  • 25. К числу основных структурных компонентов теоретического познания относятся:

                                                  • теория
                                                  • проблема
                                                  • гипотеза
                                                  • все перечисленное

                                                    • 26. То, что принадлежит самому объекту и не зависит от субъекта, есть:

                                                    • качество
                                                    • признак
                                                    • свойство
                                                    • объективное

                                                      • 27. Ориентировочная деятельность, по мнению П.Я. Гальперина, — это:

                                                      • процесс поиска истины
                                                      • психология
                                                      • предмет
                                                      • процесс адаптации

                                                        • 28. Верны ли определения?
                                                          А) Принцип детерминизма рассматривает психику, сознание как особую форму отражения объективной реальности, а адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности и поведения
                                                          Б) Принцип развития ориентирует исследователя на изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, а также учет качественных и количественных характеристик этих изменений

                                                        • А — нет, Б — да
                                                        • А — да, Б — нет
                                                        • А — нет, Б — нет
                                                        • А — да, Б — да

                                                          • 29. Термин «психология» впервые появился в:

                                                          • VII веке до н.э. у древнегреческого философа Фалеса
                                                          • ХVIII веке у английского философа Джона Локка
                                                          • ХVII веке у французского философа Рене Декарта
                                                          • ХVIII веке у немецкого философа Христиана Вольфа

                                                            • 30. Сформулированная нерешенная задача в области методологии, признание исследователем наличия затруднений в процессе разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся — это методологическая(-ий) ...

                                                            • принцип
                                                            • основа
                                                            • проблема
                                                            • функция

                                                              • 31. Часть объективной реальности, которая существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, — это ____________________ исследования (в психологии)

                                                              • предмет
                                                              • объект
                                                              • субъект
                                                              • цель

                                                                • 32. Верны ли определения?
                                                                  А) Показатели — система внешних и внутренних признаков проявления исследуемого феномена
                                                                  Б) Показатели — степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к тем или иным видам деятельности или нормам, принятым в психологии

                                                                • А — нет, Б — нет
                                                                • А — да, Б — да
                                                                • А — нет, Б — да
                                                                • А — да, Б — нет

                                                                  • 33. Чаще всего сознание отождествлялось с:

                                                                  • восприятием;
                                                                    речью;
                                                                    памятью
                                                                  • вниманием;
                                                                    мышлением

                                                                    • 34. Верны ли утверждения?
                                                                      А) Принцип личностного подхода: сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность это форма активности сознания человека, что сознание в то же время есть регулятор поведения и действий человека
                                                                      Б) Принцип диалектической связи сущности и явления позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности

                                                                    • А — да, Б — нет
                                                                    • А — да, Б — да
                                                                    • А — нет, Б — да
                                                                    • А — нет, Б — нет

                                                                      • 35. Верны ли определения?
                                                                        А) Задача исследования — модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения исследования
                                                                        Б) Цель исследования — модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения исследования

                                                                      • А — да, Б — да
                                                                      • А — нет, Б — да
                                                                      • А — нет, Б — нет
                                                                      • А — да, Б — нет

                                                                        • 36. Научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть, — это:

                                                                        • гипотеза
                                                                        • парадигма
                                                                        • теория
                                                                        • концепция

                                                                          • 37. Теоретическая проблема представляет собой словесную формулировку стоящей перед исследователем задачи

                                                                          • кто должен выяснить
                                                                          • у кого нужно выяснить
                                                                          • как лучше выяснить
                                                                          • что нужно выяснить

                                                                            • 38. Психологический анализ деятельности, основанный на положениях системного подхода, в самом общем виде предполагает:

                                                                            • нахождение возможностей и учет особенностей управления деятельностью;
                                                                              установление характера взаимосвязи и взаимодействия с окружающей средой;
                                                                              выделение отдельных элементов и рассмотрение связей между ними;
                                                                              определение ее психологической структуры
                                                                            • изыскание возможностей вознаграждения за успехи

                                                                              • 39. На ____________________ этапе исследования на основе уточнения сущности и содержания исследуемых научных категорий по предполагаемому объекту и предмету исследования и управленческой практики разрабатывается программа исследования, выявляются наиболее актуальные проблемы исследования, приоритетные, прежде всего для организации, учреждения или учебного заведения, уточняется сам объект и предмет исследования, обосновываются цель и задачи исследования, вырабатывается научная гипотеза

                                                                              • методическом
                                                                              • аналитическом
                                                                              • экспериментальном
                                                                              • теоретическом

                                                                                • 40. По классификации Б.М. Кедрова, объектами науки могут выступать:

                                                                                • пришельцы;
                                                                                  космос;
                                                                                  животные
                                                                                • человек;
                                                                                  природа

                                                                                  • 41. Верны ли определения?
                                                                                    А) Парадигма — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде
                                                                                    Б) Концепция — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности

                                                                                  • А — да, Б — да
                                                                                  • А — нет, Б — нет
                                                                                  • А — да, Б — нет
                                                                                  • А — нет, Б — да

                                                                                    • 42. Для сознания характерна:

                                                                                    • активность;
                                                                                      разная степень ясности;
                                                                                      способность к рефлексии
                                                                                    • стереотипность;
                                                                                      галлюцинации

                                                                                      • 43. Принцип ____________________ требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его психических свойств и качеств

                                                                                      • развития
                                                                                      • единства сознания и деятельности
                                                                                      • личностного подхода
                                                                                      • диалектической связи сущности и явления

                                                                                        • 44. Субъективное, эмоциональное состояние нужды в чем-либо — это:

                                                                                        • удовлетворенность
                                                                                        • потребность
                                                                                        • мотив
                                                                                        • фрустрация

                                                                                          • 45. Пробно-поисковое исследование, предшествующее основному и предпринимаемое в целях проверки качества подготовки основного исследования, — это:

                                                                                          • формирующий эксперимент
                                                                                          • пилотажное исследование
                                                                                          • наблюдение
                                                                                          • лабораторный эксперимент

                                                                                            • 46. Конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы, — это ____________________ исследования

                                                                                            • методы
                                                                                            • задачи
                                                                                            • цели
                                                                                            • проблемы

                                                                                              • 47. Верны ли определения?
                                                                                                А) Критерии — система внешних и внутренних признаков проявления исследуемого феномена
                                                                                                Б) Критерии — степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к тем или иным видам деятельности или нормам, принятым в психологии

                                                                                              • А — нет, Б — да
                                                                                              • А — нет, Б — нет
                                                                                              • А — да, Б — да
                                                                                              • А — да, Б — нет

                                                                                                • 48. Стремясь усовершенствовать наивный бихевиоризм, необихевиористы предложили новое понятие:

                                                                                                • 'интеллектуальных линз'
                                                                                                • промежуточных переменных
                                                                                                • когнитивных карт
                                                                                                • схем подкрепления

                                                                                                  • 49. К осознанным побуждениям относятся:

                                                                                                  • интерес;
                                                                                                    мотив;
                                                                                                    желание
                                                                                                  • установка;
                                                                                                    влечение

                                                                                                    • 50. Термину «парадигма» в советской философии соответствовало понятие:

                                                                                                    • мнимая единица анализа психики
                                                                                                    • логический термин
                                                                                                    • ошибочное мнение исследователя
                                                                                                    • тип (стиль) научного мышления

                                                                                                      • 51. Нормативному методологическому знанию ошибочно приписывается функция

                                                                                                      • правильности постановки проблемы
                                                                                                      • улучшения организационной стороны исследования
                                                                                                      • побуждения к проведению исследования
                                                                                                      • предоставления средств для решения поставленных задач

                                                                                                        • 52. На разных этапах существования наука выполняла функции:

                                                                                                        • познавательную;
                                                                                                          объяснительную;
                                                                                                          стимулирующую
                                                                                                        • интегрирующую;
                                                                                                          моделирующую

                                                                                                          • 53. Принцип ____________________: сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность это форма активности сознания человека, что сознание в то же время есть регулятор поведения и действий человека

                                                                                                          • отражения
                                                                                                          • детерминизма
                                                                                                          • развития
                                                                                                          • единства сознания и деятельности

                                                                                                            • 54. А.Н. Леонтьевым мотив трактуется как:

                                                                                                            • побуждение в форме сознательно принятого решения
                                                                                                            • осознанное побуждение
                                                                                                            • опредмеченная потребность
                                                                                                            • осознаваемая причина действий и поступков

                                                                                                              • 55. Изучение организационной специфики научной деятельности и ее институтов, комплексное исследование научного труда, изучение деятельности по производству научных знаний — это:

                                                                                                              • культурология
                                                                                                              • религиоведение
                                                                                                              • науковедение
                                                                                                              • искусствоведение

                                                                                                                • 56. Уровень ____________________ ориентирован на совокупность методов, принципов и процедур исследования, применяемых в той или иной специальной дисциплине, и применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания

                                                                                                                • общенаучных принципов и форм исследования
                                                                                                                • конкретно-научной методологии
                                                                                                                • методики и техники исследования
                                                                                                                • философской методологии

                                                                                                                  • 57. На ____________________ этапе осуществляется обобщение, количественный и качественный анализ, проводится статистическая обработка полученных результатов исследования

                                                                                                                  • методическом
                                                                                                                  • аналитическом
                                                                                                                  • теоретическом
                                                                                                                  • экспериментальном

                                                                                                                    • 58. Уровень ____________________ связан с описанием способов, конкретных приемов получения измеряемой информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей

                                                                                                                    • общенаучных принципов и форм исследования
                                                                                                                    • конкретно-научной методологии
                                                                                                                    • методики и техники исследования
                                                                                                                    • философской методологии

                                                                                                                      • 59. Степень сплоченности, как уровень развития взаимоотношений в группе, проявляется во взаимном:

                                                                                                                      • взаимопонимании;
                                                                                                                        эмоциональной удовлетворенности от общения;
                                                                                                                        желании сотрудничать;
                                                                                                                        доверии единомышленников
                                                                                                                      • соперничестве

                                                                                                                        • 60. Наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, — это:

                                                                                                                        • мировоззрение
                                                                                                                        • гипотеза
                                                                                                                        • концепция
                                                                                                                        • теория

                                                                                                                          • 61. Процесс общения предусматривает предметный обмен:

                                                                                                                          • материальными ценностями
                                                                                                                          • мыслями
                                                                                                                          • чувствами
                                                                                                                          • мотивами

                                                                                                                            • 62. Позиция исследователя в подходе к изучению конкретного явления или процесса и в то же время путь получения и обработки научной информации — это методология ...

                                                                                                                            • разработки
                                                                                                                            • планирования
                                                                                                                            • конкретного исследования
                                                                                                                            • прогнозирования

                                                                                                                              • 63. Верны ли определения?
                                                                                                                                А) Теоретические исследования ставят своей целью содействие решению психологических проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее
                                                                                                                                Б) Практические исследования ставят своей целью содействие решению психологических проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее

                                                                                                                              • А — да, Б — нет
                                                                                                                              • А — да, Б — да
                                                                                                                              • А — нет, Б — да
                                                                                                                              • А — нет, Б — нет

                                                                                                                                • 64. Процессу конкретно-научного познания ошибочно приписывается такая функция методологии, как:

                                                                                                                                • мировоззренческой интерпретации результата науки
                                                                                                                                • организации и структурирования научного знания
                                                                                                                                • прогнозирования успешности процесса познания
                                                                                                                                • эвристики

                                                                                                                                  • 65. Субъективным феноменом (продуктом) целостного интегрального психического отражения как познания реальной действительности, возникающим в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, является:

                                                                                                                                  • мечта
                                                                                                                                  • реальный предмет
                                                                                                                                  • фантазия
                                                                                                                                  • психический образ

                                                                                                                                    • 66. В.П. Зинченко и С.Д. Смирнов предлагают в качестве предмета методологии рассматривать особую форму рефлексии, самосознания науки, включающую в себя:

                                                                                                                                    • критическую оценку получаемых наукой знаний;
                                                                                                                                      анализ предпосылок и оснований научного познания;
                                                                                                                                      выявление детерминант процесса познания, его структуры
                                                                                                                                    • эмпирическое знание;
                                                                                                                                      научное знание

                                                                                                                                      • 67. Теория отличается от эмпирического знания:

                                                                                                                                      • достоверностью;
                                                                                                                                        обобщенностью;
                                                                                                                                        сопоставимостью
                                                                                                                                      • логичностью;
                                                                                                                                        вербальным выражением

                                                                                                                                        • 68. Несостоятельность бихевиоризма проявилась в:

                                                                                                                                        • недоступности психологического содержания поведения объективной регистрации;
                                                                                                                                          тезисе ненаучности психики;
                                                                                                                                          изучении поведения без явлений сознания;
                                                                                                                                          перенесении результатов исследования животных на человека
                                                                                                                                        • слабости философского обоснования поведения

                                                                                                                                          • 69. Теория призвана:

                                                                                                                                          • объяснять;
                                                                                                                                            предсказывать;
                                                                                                                                            описывать
                                                                                                                                          • опровергать;
                                                                                                                                            информировать

                                                                                                                                            • 70. Уровень ____________________ имеет форму философского знания, добываемого с помощью методов самой философии

                                                                                                                                            • конкретно-научной методологии
                                                                                                                                            • общенаучных принципов и форм исследования
                                                                                                                                            • методики и техники исследования
                                                                                                                                            • философской методологии

                                                                                                                                              • 71. Форма научного отображения проблемной ситуации — это проблема ...

                                                                                                                                              • методологии
                                                                                                                                              • планирования
                                                                                                                                              • исследования
                                                                                                                                              • прогнозирования

                                                                                                                                                • 72. Практическое или теоретическое противоречие, заставляющее, побуждающее изучить совокупность явлений в целях понимания их природы и выявления способов управления ими, — это:

                                                                                                                                                • проблема
                                                                                                                                                • цель
                                                                                                                                                • принцип
                                                                                                                                                • задача

                                                                                                                                                  • 73. ____________________ функция программы психологического исследования состоит в определении научной проблемы, для решения которой проводится психологическое исследование; в установлении системы его внешних связей

                                                                                                                                                  • Методологическая
                                                                                                                                                  • Методическая
                                                                                                                                                  • Прогностическая
                                                                                                                                                  • Организационная

                                                                                                                                                    • 74. Верны ли определения?
                                                                                                                                                      А) Познание — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий
                                                                                                                                                      Б) Знание — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий

                                                                                                                                                    • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                    • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                    • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                    • А — да, Б — да

                                                                                                                                                      • 75. Верны ли определения?
                                                                                                                                                        А) Теория — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде
                                                                                                                                                        Б) Проблема — практическое или теоретическое противоречие, заставляющее, побуждающее изучить совокупность явлений в целях понимания их природы и выявления способов управления ими

                                                                                                                                                      • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                      • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                      • А — да, Б — да
                                                                                                                                                      • А — нет, Б — нет

                                                                                                                                                        • 76. Верны ли определения?
                                                                                                                                                          А) Предмет познания — это категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности
                                                                                                                                                          Б) Объект познания — это категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности

                                                                                                                                                        • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                        • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                        • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                        • А — да, Б — да

                                                                                                                                                          • 77. Предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания, называется:

                                                                                                                                                          • категорией
                                                                                                                                                          • дефиницией
                                                                                                                                                          • термином
                                                                                                                                                          • атрибутом

                                                                                                                                                            • 78. Научная деятельность есть процесс целенаправленного, организованного получения нового знания:

                                                                                                                                                            • в сфере исследовательской деятельности;
                                                                                                                                                              преимущественно в научных учреждениях;
                                                                                                                                                              в сообществе ученых
                                                                                                                                                            • в обыденном познании мира;
                                                                                                                                                              в производственной сфере

                                                                                                                                                              • 79. Психологический анализ деятельности на основе принципа системности в самом общем виде предполагает:

                                                                                                                                                              • установление характера взаимосвязи и взаимодействия с окружающей средой;
                                                                                                                                                                определение ее структуры;
                                                                                                                                                                поиск возможностей и учет особенностей управления деятельностью
                                                                                                                                                              • отрицание ее структуры;
                                                                                                                                                                изменение ее структуры

                                                                                                                                                                • 80. Принцип ____________________ позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности

                                                                                                                                                                • отражения
                                                                                                                                                                • детерминизма
                                                                                                                                                                • развития
                                                                                                                                                                • диалектической связи сущности и явления

                                                                                                                                                                  • 81. Критерием научности знания является:

                                                                                                                                                                  • теория
                                                                                                                                                                  • мнение ученого совета
                                                                                                                                                                  • интуиция
                                                                                                                                                                  • практика

                                                                                                                                                                    • 82. Конкретный предмет, процесс, явление, изучаемое с помощью определенных методов исследования, — это:

                                                                                                                                                                    • объект исследования
                                                                                                                                                                    • предмет познания
                                                                                                                                                                    • объект познания
                                                                                                                                                                    • предмет науки

                                                                                                                                                                      • 83. Верны ли утверждения?
                                                                                                                                                                        А) Принцип отражения — рассматривает психику, сознание как особую форму отражения объективной реальности, а адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности и поведения
                                                                                                                                                                        Б) Принцип развития — требует, чтобы все психические явления и процессы рассматривались как причинно обусловленные объективной реальностью, с одной стороны, и деятельностью мозга, с другой

                                                                                                                                                                      • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                      • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                      • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                      • А — да, Б — нет

                                                                                                                                                                        • 84. Принципу развития свойственны элементы:

                                                                                                                                                                        • филогенеза;
                                                                                                                                                                          эволюции;
                                                                                                                                                                          онтогенеза
                                                                                                                                                                        • регрессии;
                                                                                                                                                                          необратимости

                                                                                                                                                                          • 85. Модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения исследования, — это ____________________ исследования

                                                                                                                                                                          • мотив
                                                                                                                                                                          • задача
                                                                                                                                                                          • продукт
                                                                                                                                                                          • цель

                                                                                                                                                                            • 86. Основоположником психологии считают:

                                                                                                                                                                            • Платона
                                                                                                                                                                            • Авиценну
                                                                                                                                                                            • Демокрита
                                                                                                                                                                            • Аристотеля

                                                                                                                                                                              • 87. ____________________ этап — это этап создания методики исследования конкретного психологического процесса или явления

                                                                                                                                                                              • Аналитический
                                                                                                                                                                              • Теоретический
                                                                                                                                                                              • Экспериментальный
                                                                                                                                                                              • Методический

                                                                                                                                                                                • 88. Всеобщим свойством материи, заключающимся в способности объектов воспроизводить с различной степенью точности те или иные признаки, структурные характеристики, качества и отношения других объектов, является:

                                                                                                                                                                                • память
                                                                                                                                                                                • познаваемость
                                                                                                                                                                                • репродукция
                                                                                                                                                                                • отражение

                                                                                                                                                                                  • 89. Общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующей их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий, называется:

                                                                                                                                                                                  • интуицией
                                                                                                                                                                                  • познанием
                                                                                                                                                                                  • анализом
                                                                                                                                                                                  • мышлением

                                                                                                                                                                                    • 90. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний — это:

                                                                                                                                                                                    • рефлексия
                                                                                                                                                                                    • интроспекция
                                                                                                                                                                                    • эмпатия
                                                                                                                                                                                    • мотивация

                                                                                                                                                                                      • 91. Атрибутами теории являются:

                                                                                                                                                                                      • ценность;
                                                                                                                                                                                        познавательные средства;
                                                                                                                                                                                        объект
                                                                                                                                                                                      • предмет;
                                                                                                                                                                                        доступность

                                                                                                                                                                                        • 92. Методология научного знания призвана сделать процесс познания:

                                                                                                                                                                                        • естественным;
                                                                                                                                                                                          функциональным;
                                                                                                                                                                                          гармоничным
                                                                                                                                                                                        • оптимальным;
                                                                                                                                                                                          достоверным

                                                                                                                                                                                          • 93. В общей классификации методов познания на основные группы отсутствуют методы:

                                                                                                                                                                                          • общенаучные
                                                                                                                                                                                          • конкретно-научные
                                                                                                                                                                                          • фундаментальные
                                                                                                                                                                                          • всеобщие

                                                                                                                                                                                            • 94. Из перечня исторических типов методологии науки следует исключить тип:

                                                                                                                                                                                            • персоналистский
                                                                                                                                                                                            • естественно-научный
                                                                                                                                                                                            • религиозный
                                                                                                                                                                                            • технократический

                                                                                                                                                                                              • 95. Редукция — это:

                                                                                                                                                                                              • отношение
                                                                                                                                                                                              • метод
                                                                                                                                                                                              • единица анализа
                                                                                                                                                                                              • принцип

                                                                                                                                                                                                • 96. В ниже приведенный перечень структурных компонентов деятельности ошибочно внесен:

                                                                                                                                                                                                • операция
                                                                                                                                                                                                • акт
                                                                                                                                                                                                • стереотип
                                                                                                                                                                                                • действие

                                                                                                                                                                                                  • 97. ____________________ функция программы психологического исследования заключается в интеграции деятельности членов исследовательской группы для решения поставленной проблемы, в достижении рационального разделения труда

                                                                                                                                                                                                  • Методологическая
                                                                                                                                                                                                  • Прогностическая
                                                                                                                                                                                                  • Методическая
                                                                                                                                                                                                  • Организационная

                                                                                                                                                                                                    • 98. Неклассическая парадигма характеризовалась:

                                                                                                                                                                                                    • признанием зависимости от социальных обстоятельств;
                                                                                                                                                                                                      повышением роли субъекта познания;
                                                                                                                                                                                                      признанием 'открытого кризиса' в психологии
                                                                                                                                                                                                    • признанием абсолютного детерминизма;
                                                                                                                                                                                                      повышением роли объекта познания

                                                                                                                                                                                                      • 99. Верны ли определения?
                                                                                                                                                                                                        А) Гипотеза — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности
                                                                                                                                                                                                        Б) Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности

                                                                                                                                                                                                      • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                                                      • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                      • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                      • А — да, Б — да

                                                                                                                                                                                                        • 100. Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого — это:

                                                                                                                                                                                                        • навык
                                                                                                                                                                                                        • автоматизм
                                                                                                                                                                                                        • знание
                                                                                                                                                                                                        • умение

                                                                                                                                                                                                          • 101. Верны ли определения?
                                                                                                                                                                                                            А) Предмет познания — зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах
                                                                                                                                                                                                            Б) Объект познания — зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах

                                                                                                                                                                                                          • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                          • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                          • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                                                          • А — да, Б — да

                                                                                                                                                                                                            • 102. Верны ли утверждения?
                                                                                                                                                                                                              А) Организационная функция программы содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований
                                                                                                                                                                                                              Б) Методологическая функция программы психологического исследования состоит в определении научной проблемы, для решения которой проводится психологическое исследование; в установлении системы его внешних связей

                                                                                                                                                                                                            • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                            • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                                                            • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                            • А — да, Б — нет

                                                                                                                                                                                                              • 103. Верны ли определения?
                                                                                                                                                                                                                А) Всеобщая методология — теоретическое обоснование позиций в науке и реальной жизни, которое осуществляется на основе материализма и диалектики, а также основополагающей системы принципов, способов организации и построения научного исследования
                                                                                                                                                                                                                Б) Частная методология — теоретическое обоснование позиций в науке и реальной жизни, которое осуществляется на основе материализма и диалектики, а также основополагающей системы принципов, способов организации и построения научного исследования

                                                                                                                                                                                                              • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                              • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                                                              • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                              • А — да, Б — нет

                                                                                                                                                                                                                • 104. Методология науки предполагает поиск ответов на вопросы о:

                                                                                                                                                                                                                • категориальном аппарате;
                                                                                                                                                                                                                  детерминантах процесса познания и его структуре
                                                                                                                                                                                                                • предпосылках и основаниях научного познания;
                                                                                                                                                                                                                  предмете науки и конкретного исследования
                                                                                                                                                                                                                • принципах и подходах к организации научного познания
                                                                                                                                                                                                                • все перечисленное

                                                                                                                                                                                                                  • 105. Верны ли утверждения?
                                                                                                                                                                                                                    А) На эмпирическом уровне познания преобладает живое созерцание; рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение
                                                                                                                                                                                                                    Б) Эмпирический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента и его форм; живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса

                                                                                                                                                                                                                  • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                                  • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                                  • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                  • А — нет, Б — нет

                                                                                                                                                                                                                    • 106. Верны ли утверждения?
                                                                                                                                                                                                                      А) Объяснительные гипотезы — предположения о существенных свойствах объектов; предположения о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта
                                                                                                                                                                                                                      Б) Описательные гипотезы — предположения о существенных свойствах объектов; предположения о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта

                                                                                                                                                                                                                    • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                                    • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                    • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                                    • А — нет, Б — нет

                                                                                                                                                                                                                      • 107. На разных этапах деятельности А.Н. Леонтьев и ученики его школы поддерживали в качестве единицы анализа психического:

                                                                                                                                                                                                                      • действие;
                                                                                                                                                                                                                        разумный смысл;
                                                                                                                                                                                                                        предметную деятельность
                                                                                                                                                                                                                      • живое движение;
                                                                                                                                                                                                                        значение

                                                                                                                                                                                                                        • 108. Определенный способ понимания трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности — это:

                                                                                                                                                                                                                        • гипотеза
                                                                                                                                                                                                                        • принцип
                                                                                                                                                                                                                        • мировоззрение
                                                                                                                                                                                                                        • концепция

                                                                                                                                                                                                                          • 109. Сложность толкования потребностей, целей и мотивов объясняется:

                                                                                                                                                                                                                          • сложностью выделения из единого процесса деятельности взаимозависимых составляющих;
                                                                                                                                                                                                                            несоответствием между научными и обыденными понятиями;
                                                                                                                                                                                                                            сложившейся в русском языке терминологией
                                                                                                                                                                                                                          • бескомпромиссностью авторов;
                                                                                                                                                                                                                            слабостью толкования предмета психологии

                                                                                                                                                                                                                            • 110. Основным видом деятельности является:

                                                                                                                                                                                                                            • труд;
                                                                                                                                                                                                                              игра;
                                                                                                                                                                                                                              учеба
                                                                                                                                                                                                                            • рефлексия;
                                                                                                                                                                                                                              спорт

                                                                                                                                                                                                                              • 111. Верны ли определения?
                                                                                                                                                                                                                                А) Объект исследования (в психологии) — наиболее существенные свойства и отношения, познание которых особенно важно для решения проблемы психологического исследования
                                                                                                                                                                                                                                Б) Объект исследования (в психологии) — часть объективной реальности, которая существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя

                                                                                                                                                                                                                              • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                              • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                                              • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                                              • А — нет, Б — нет

                                                                                                                                                                                                                                • 112. Словесно методологическую проблему можно выразить фразой

                                                                                                                                                                                                                                • кому следует решать проблему
                                                                                                                                                                                                                                • как разрешить теоретическую проблему
                                                                                                                                                                                                                                • что подлежит выяснению
                                                                                                                                                                                                                                • кто носитель информации

                                                                                                                                                                                                                                  • 113. Связь наук, порядок их взаимного расположения в системе научных знаний, обусловленный определенными принципами, которые отражают, прежде всего, свойства и связь объектов, изучаемых различными науками, а также методы их изучения, — это ____________________ наук

                                                                                                                                                                                                                                  • систематизация
                                                                                                                                                                                                                                  • классификация
                                                                                                                                                                                                                                  • типология
                                                                                                                                                                                                                                  • вариативность

                                                                                                                                                                                                                                    • 114. По мнению В.Н. Помогайбина, основой исторических типов методологии науки являются подходы:

                                                                                                                                                                                                                                    • естественно-научный;
                                                                                                                                                                                                                                      спорт
                                                                                                                                                                                                                                    • религиозный;
                                                                                                                                                                                                                                      гуманитарный
                                                                                                                                                                                                                                    • массовидный
                                                                                                                                                                                                                                    • все перечисленное

                                                                                                                                                                                                                                      • 115. Форма духовной человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация и построение на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним, — это:

                                                                                                                                                                                                                                      • религия
                                                                                                                                                                                                                                      • наука
                                                                                                                                                                                                                                      • практика
                                                                                                                                                                                                                                      • культура

                                                                                                                                                                                                                                        • 116. Из перечня задач методологии психологии следует исключить поиск ответов на вопросы о:

                                                                                                                                                                                                                                        • принадлежности объектов исследований к школам, парадигмам
                                                                                                                                                                                                                                        • предмете науки и конкретного исследования
                                                                                                                                                                                                                                        • методах, способах организации познавательной деятельности
                                                                                                                                                                                                                                        • критической оценке получаемых наукой знаний

                                                                                                                                                                                                                                          • 117. Верны ли утверждения?
                                                                                                                                                                                                                                            А) Предметом психологии (как и любой другой науки) является объективно существующая реальность — человек, группа, общество
                                                                                                                                                                                                                                            Б) Объектом психологии (как и любой другой науки) является объективно существующая реальность — человек, группа, общество

                                                                                                                                                                                                                                          • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                                          • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                          • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                          • А — да, Б — нет

                                                                                                                                                                                                                                            • 118. Первопричинами деятельности являются:

                                                                                                                                                                                                                                            • задача;
                                                                                                                                                                                                                                              цель;
                                                                                                                                                                                                                                              результат
                                                                                                                                                                                                                                            • приказ;
                                                                                                                                                                                                                                              потребность

                                                                                                                                                                                                                                              • 119. По П.Я. Гальперину, действие имеет следующие параметры:

                                                                                                                                                                                                                                              • обобщенность;
                                                                                                                                                                                                                                                уровень выполнения;
                                                                                                                                                                                                                                                сокращенность;
                                                                                                                                                                                                                                                степень освоенности
                                                                                                                                                                                                                                              • эффективность

                                                                                                                                                                                                                                                • 120. Верны ли определения?
                                                                                                                                                                                                                                                  А) Рефлексия — это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний
                                                                                                                                                                                                                                                  Б) Проблема — форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве

                                                                                                                                                                                                                                                • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                                • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                                                • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                                • А — да, Б — нет

                                                                                                                                                                                                                                                  • 121. К основным признакам деятельности относятся:

                                                                                                                                                                                                                                                  • субъектность;
                                                                                                                                                                                                                                                    сознательность;
                                                                                                                                                                                                                                                    целесообразность;
                                                                                                                                                                                                                                                    предметность
                                                                                                                                                                                                                                                  • ситуативность

                                                                                                                                                                                                                                                    • 122. Принцип ____________________ ориентирует исследователя на изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, а также учет качественных и количественных характеристик этих изменений

                                                                                                                                                                                                                                                    • отражения
                                                                                                                                                                                                                                                    • развития
                                                                                                                                                                                                                                                    • диалектической связи сущности и явления
                                                                                                                                                                                                                                                    • детерминизма

                                                                                                                                                                                                                                                      • 123. Субъективная, конкретизированная, осознанная модель желаемого результата деятельности (образ или вербальное описание), ради которого совершается деятельность, называется:

                                                                                                                                                                                                                                                      • представлением
                                                                                                                                                                                                                                                      • целью
                                                                                                                                                                                                                                                      • проблемой
                                                                                                                                                                                                                                                      • задачей

                                                                                                                                                                                                                                                        • 124. ____________________ функция программы содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований

                                                                                                                                                                                                                                                        • Методическая
                                                                                                                                                                                                                                                        • Организационная
                                                                                                                                                                                                                                                        • Методологическая
                                                                                                                                                                                                                                                        • Прогностическая

                                                                                                                                                                                                                                                          • 125. Основными и самыми общими задачами ориентировочной деятельности являются:

                                                                                                                                                                                                                                                          • установление отношения между элементами ситуации и их актуальными значениями;
                                                                                                                                                                                                                                                            контроль и коррекция выполнения действия;
                                                                                                                                                                                                                                                            анализ проблемной ситуации;
                                                                                                                                                                                                                                                            построение плана действия
                                                                                                                                                                                                                                                          • обнаружение результата действия

                                                                                                                                                                                                                                                            • 126. Сфера организованной человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация и построение на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним, называется:

                                                                                                                                                                                                                                                            • обучением
                                                                                                                                                                                                                                                            • наукой
                                                                                                                                                                                                                                                            • конструированием
                                                                                                                                                                                                                                                            • искусством

                                                                                                                                                                                                                                                              • 127. Научное предположение о структуре объекта, о характере и сущности связей между его элементами, о факторах, обусловливающих эти связи, — это ____________________ исследования

                                                                                                                                                                                                                                                              • проблема
                                                                                                                                                                                                                                                              • гипотеза
                                                                                                                                                                                                                                                              • концепция
                                                                                                                                                                                                                                                              • методика

                                                                                                                                                                                                                                                                • 128. Из перечня признаков понятия 'принцип' следует исключить внесенный по ошибке признак:

                                                                                                                                                                                                                                                                • норма поведения и деятельности
                                                                                                                                                                                                                                                                • исходное положение теории, учения, организации
                                                                                                                                                                                                                                                                • анархизм
                                                                                                                                                                                                                                                                • основное правило поведения

                                                                                                                                                                                                                                                                  • 129. Принцип ____________________ требует, чтобы все психические явления и процессы рассматривались как причинно обусловленные объективной реальностью, с одной стороны, и деятельностью мозга, с другой

                                                                                                                                                                                                                                                                  • отражения
                                                                                                                                                                                                                                                                  • детерминизма
                                                                                                                                                                                                                                                                  • развития
                                                                                                                                                                                                                                                                  • диалектической связи сущности и явления

                                                                                                                                                                                                                                                                    • 130. Система обобщенных взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации, — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                    • принципы
                                                                                                                                                                                                                                                                    • мировоззрение
                                                                                                                                                                                                                                                                    • концепция
                                                                                                                                                                                                                                                                    • парадигма

                                                                                                                                                                                                                                                                      • 131. Порядок взаимного расположения наук в системе научных знаний, обусловленный определенными принципами, называется:

                                                                                                                                                                                                                                                                      • классификацией
                                                                                                                                                                                                                                                                      • диспозицией
                                                                                                                                                                                                                                                                      • структуризацией
                                                                                                                                                                                                                                                                      • ранжированием

                                                                                                                                                                                                                                                                        • 132. Единица анализа изучаемого психологического явления должна представлять его:

                                                                                                                                                                                                                                                                        • группу ведущих признаков
                                                                                                                                                                                                                                                                        • доминирующий признак
                                                                                                                                                                                                                                                                        • специфику
                                                                                                                                                                                                                                                                        • абстрактность

                                                                                                                                                                                                                                                                          • 133. Верны ли утверждения?
                                                                                                                                                                                                                                                                            А) Объяснительные гипотезы — предположения о степени тесноты связей взаимодействия; предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях
                                                                                                                                                                                                                                                                            Б) Описательные гипотезы — предположения о степени тесноты связей взаимодействия; предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях

                                                                                                                                                                                                                                                                          • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                                                                          • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                                                          • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                                                          • А — нет, Б — нет

                                                                                                                                                                                                                                                                            • 134. Основным идеалом ученых эпохи классической парадигмы выступала:

                                                                                                                                                                                                                                                                            • астрономия
                                                                                                                                                                                                                                                                            • логика
                                                                                                                                                                                                                                                                            • математика
                                                                                                                                                                                                                                                                            • философия

                                                                                                                                                                                                                                                                              • 135. В разные эпохи предметом психологии признавались:

                                                                                                                                                                                                                                                                              • поведение;
                                                                                                                                                                                                                                                                                сознание;
                                                                                                                                                                                                                                                                                деятельность;
                                                                                                                                                                                                                                                                                душа
                                                                                                                                                                                                                                                                              • мозг

                                                                                                                                                                                                                                                                                • 136. Постановка научной проблемы предполагает:

                                                                                                                                                                                                                                                                                • осознание потребности в устранении дефицита;
                                                                                                                                                                                                                                                                                  описание проблемной ситуации на естественном языке
                                                                                                                                                                                                                                                                                • обнаружение существования неразработанности проблемы
                                                                                                                                                                                                                                                                                • формулирование проблемы в научных терминах
                                                                                                                                                                                                                                                                                • все перечисленное

                                                                                                                                                                                                                                                                                  • 137. Наиболее общими положениями системного подхода являются:

                                                                                                                                                                                                                                                                                  • единство сознания и деятельности;
                                                                                                                                                                                                                                                                                    наличие признаков деятельности;
                                                                                                                                                                                                                                                                                    системность деятельности
                                                                                                                                                                                                                                                                                  • дескриптивность;
                                                                                                                                                                                                                                                                                    рефлексивность

                                                                                                                                                                                                                                                                                    • 138. Система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования, — это психологическое ...

                                                                                                                                                                                                                                                                                    • консультирование
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • планирование
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • исследование
                                                                                                                                                                                                                                                                                    • воздействие

                                                                                                                                                                                                                                                                                      • 139. В перечень форм детерминизма ошибочно внесен детерминизм:

                                                                                                                                                                                                                                                                                      • системный
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • целевой
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • статистический
                                                                                                                                                                                                                                                                                      • фатальный

                                                                                                                                                                                                                                                                                        • 140. В перечень уровней методологии ошибочно внесен уровень:

                                                                                                                                                                                                                                                                                        • общенаучной методологии
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • конкретно-научной методологии
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • философской методологии
                                                                                                                                                                                                                                                                                        • гносеологической методологии

                                                                                                                                                                                                                                                                                          • 141. Верны ли определения?
                                                                                                                                                                                                                                                                                            А) Цели исследования — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы
                                                                                                                                                                                                                                                                                            Б) Задачи исследования — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы

                                                                                                                                                                                                                                                                                          • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                                                                                          • А — нет, Б — да

                                                                                                                                                                                                                                                                                            • 142. Не получила признания на современном этапе развития методологии психологии парадигма

                                                                                                                                                                                                                                                                                            • классическая
                                                                                                                                                                                                                                                                                            • постнеклассическая
                                                                                                                                                                                                                                                                                            • неклассическая
                                                                                                                                                                                                                                                                                            • постклассическая

                                                                                                                                                                                                                                                                                              • 143. 'Заземленность', конкретность современных научных исследований, их прикладная направленность приводит порой к пренебрежению методологией, что, в свою очередь, становится причиной таких ошибок, как:

                                                                                                                                                                                                                                                                                              • однообразие алгоритмов исследования без их 'привязки' к специфике;
                                                                                                                                                                                                                                                                                                преувеличение безупречности современных методов исследования;
                                                                                                                                                                                                                                                                                                преувеличение роли статистической обработки данных;
                                                                                                                                                                                                                                                                                                выход за границы научного поиска из-за формального отношения к первоначально разработанной терминологии
                                                                                                                                                                                                                                                                                              • слабость выводов и рекомендаций

                                                                                                                                                                                                                                                                                                • 144. Общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий, — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                • самосознание
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • самонаблюдение
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • познание
                                                                                                                                                                                                                                                                                                • рефлексия

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • 145. На ____________________ этапе продумываются возможности создания экспериментальной ситуации, чтобы можно было выявлять и изучать именно те показатели, признаки, которые наметил исследователь

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • теоретическом
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • экспериментальном
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • аналитическом
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  • методическом

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • 146. При учете влияний на сферу сознательных психологических отношений следует исключить учет

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • мотивов
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • интересов
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • чувств
                                                                                                                                                                                                                                                                                                    • влечений

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • 147. Эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно испытываемое и представленное в сознании субъекта и выступающее для него событием его собственной жизни, называется:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • переживанием
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • образом
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • желанием
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • установкой

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • 148. Верны ли определения?
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          А) Методологическая проблема — сформулированная нерешенная задача в области методологии, как признание исследователем затруднений в процессе разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Б) Проблема исследования — сформулированная нерешенная задача в области методологии, как признание исследователем затруднений в процессе разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • А — да, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • А — нет, Б — нет

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • 149. Система внешних и внутренних признаков проявления исследуемого феномена — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • виды
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • типы
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • критерии
                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • показатели

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • 150. Верны ли определения?
                                                                                                                                                                                                                                                                                                              А) Методическая функция программы психологического исследования содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований
                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Б) Методическая функция программы психологического исследования заключается в интеграции деятельности членов исследовательской группы для решения поставленной проблемы, в достижении рационального разделения труда

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • А — нет, Б — да
                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • А — да, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • А — нет, Б — нет
                                                                                                                                                                                                                                                                                                            • А — да, Б — да